|
|
|
25.02.2008 Бесплатная обязаловка МВД
№ 6 (371) от 18.02.2008 Жанар СЕРДАЛИНА, Астана
Штрафные талоны (они же карточки) к водительским удостоверениям будут БЕСПЛАТНЫМИ. Чтобы автовладельцев перестали, наконец, мурыжить платной талонизацией, потребовалось вмешательство главы МВД Бауржана Мухамеджанова. На закрытом совещании министр устроил своим подчиненным форменный разнос. Правда, даже после этого извиняться перед водительской братией за незаконные фокусы никто не собирается - ни в министерстве, ни в Комитете дорожной полиции. Более того, с 1 июля 2008 года МВД вообще запретит садиться за руль без карточки в кармане. Ослушников ждут штрафы. Об этом в эксклюзивном интервью «Мегаполису» сообщил председатель Комитета дорожной полиции МВД Омурзак Тусумов. - Омурзак Толеуович, поделитесь, что именно сказал вам министр на совещании? - Спросите у него. - Как бы то ни было, ваша карта бита. И в последнее время встречи с вами стали только по грустным поводам. То МВД атаковало водителей «праворулек», то внесло драконовский законопроект в мажилис, ужесточающий санкции для нарушителей. Сейчас скандал с талонами. - Кому-то же надо этим заниматься. - Чем «этим»? - Я - государственный чиновник, исполняю возложенные на меня функции, понимаете? Для меня самое главное - чтобы на дорогах был порядок. И побольше сохранить жизней наших граждан. Я изучаю мировой опыт, порядок только там - где жесткие меры. В Казахстане из 100 человек, пострадавших в ДТП, 18 погибает. То есть каждый пятый. В тех же развитых странах, где уровень автомобилизации 800-900 автомобилей на тысячу граждан, у них из ста пострадавших погибает шесть - восемь. Но зато, как вы говорите, у них драконовские, жесткие меры наказания. В том же Лондоне никто не посигналит, не выедет на встречную полосу, хотя в старой части города дороги узкие… - Цифры цифрами, но с фактами тоже не соскучишься. Сейчас что ни новшество от дорожной полиции - то на грани массовых протестов. Кредит доверия к дорожной полиции тает на глазах. Взять те ж талоны. С чего они вдруг стали платными? - Талоны закупил частный инвестор. А вообще еще в 2004 году в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) была внесена норма, что у водителя, помимо водительского удостоверения, должен быть к нему талон для учета допущенных им нарушений. Мы предусмотрели и принцип повторности наказаний. По некоторым нарушениям ПДД за уже четвертое нарушение водитель может быть лишен права управлять авто сроком на 12 месяцев. Решением суда. Есть примеры, когда водитель лишается права на управление автомобилем при повторном нарушении ПДД. - Давайте напомним водителям, за какие именно.- Выезд на встречную полосу. На первый раз - штраф 15 МРП, за второе, если попался в течение года, - уже лишение прав на шесть месяцев. То же самое и при превышении допустимого скоростного режима на 40 км. За пьянку водитель наказывается автоматически. На два года. - И все же какой смысл было вводить талоны? - В последние годы, когда мы запретили инспекторам принимать оплату штрафов наличными деньгами, начали поступать многочисленные пожелания от водителей. Они спрашивали: почему нельзя оплатить штраф на месте? Ведь в случае нарушения Правил дорожного движения составляется протокол, затем инспектор выписывает постановление на уплату штрафа, затем нарушитель пишет объяснение. После он идет в сберкассу, отстаивает очередь, оплачивает штраф. Потом приходит в дорожную полицию, чтобы отдать квитанцию и забрать водительское удостоверение. Вот эта сумма потерянного времени, всякие унижения в очередях не стоят того размера штрафа. Тогда и возникла идея про талон. В 2004 году мы вводили его просто как талон, чтобы инспектор мог просмотреть с помощью терминала, какие нарушения допустил, например, водитель Тусумов. И понес ли за них наказание. Только для этих целей предназначался талон. Затем начались пожелания водителей. Вообще не во всех странах есть такие талоны. Но зато там есть иные системы учета нарушений. Для нас же приемлем вариант именно с талоном. - Доводы? - Водителю удобно. Мы в законопроекте предусмотрели, чтобы на карточке денег было эквивалентно до 5 МРП, а депутаты говорят: а почему вы ограничиваете? Ведь максимальный штраф - до 25 МРП? Талоны позволят вести учет: кто систематически нарушает ПДД, а кто изредка. Когда я выступал на межпарламентской ассамблее в России, там сказали, что наш талон - уникальный документ. - Теперь же водители получат бесплатный талон? - Да. - А сколько уже получили талоны? - 42000 человек. Всего в Казахстане 2,5 млн водителей. - Сколько из них успели заплатить за талон? - Около 14000 получили бесплатно. Остальные - заплатили. - Когда им вернут деньги? - Вопрос прорабатывается. - А конкретней? Ведь, как говорят, карточный долг - это святое. - АО «Процессинговый центр Казахстана», изготовитель карточек, вложило большие деньги на изготовление. Талоны были заказаны то ли во Франции, то ли в Израиле. Кроме того, талон - не только как платежный инструмент. Здесь предусмотрено и хранение электронной цифровой подписи для переписки. Плюс есть функции для оплаты талоном коммунальных услуг, пополнение баланса на сотовых телефонах. Тогда разработчик талонов сказал, что дополнительные услуги - это дополнительные для него расходы. Которые ему надо возместить. Стоимость карточки была согласована в антимонопольном ведомстве, где-то 1200 тенге за каждую. Мы поставили условие: дополнительные функции должны быть на всех карточках-талонах. Даже для льготников из социально защищаемых категорий. Таких у нас в стране 15%. Что касается совещания у нашего министра, там прозвучало, что талонов завезено недостаточно. Это признал и сам поставщик. Во-вторых, начали устанавливать разные цены на них. На совещании приняли решение, что талоны будут бесплатные. - Как поначалу и обещала дорожная полиция? - Да. - «Навороты» на карточках остаются? - Да. Многие говорят, теперь на талонах должна быть энная сумма денег. Но это чисто на усмотрение водителя. Хочешь на месте быстро оплатить штраф - держи деньги на карточке. - Уверена, большинство водителей принципиально станут ездить с «пустыми» талонами. - Если денег на карточке нет, или водитель оспаривает вменяемое ему нарушение ПДД, то по КоАПу на него составляется административный протокол. С изъятием водительского удостоверения. Талон не будет изыматься никогда. Такие спорные ситуации будут рассматриваться отдельно. - Своя карточка будет и у инспектора? - Конечно. Прежде чем считать информацию с водительского талона, инспектор вставит в терминал свою карточку. При таком подходе нарушения уже не спрячешь. По завершении смены инспектора информация о его контактах будет перекачиваться в базу данных. Это в целях предупреждения коррупции. Ну, не должен инспектор наличкой брать за штрафы! Многие говорят, и ты, разумеется, тоже скажешь - водитель и инспектор могут же договориться. - Более того, я настаиваю на этом. - Я всегда говорю: роль человеческого фактора не исключается. Сейчас в рамках региональных программ приобретать будем для патрульных машин видеозаписывающие устройства. Они будут все фиксировать: и процесс движения на участке, и разговоры инспектора с водителем. Это устройство монтируется в зеркало заднего вида. Одно из таких устройств используется сейчас в Западно-Казахстанской области. - Где гарантии, что иечистые на руку инспекторы будут проворачивать дела не в салоне патрульной машины, а за его пределами? - Но он же не будет уходить за 100 метров от машины. - Когда начнете записывать компромат на каждого инспектора? - Это зависит не от меня, а от акимов и от сроков выделения средств из местных бюджетов. Думаю, в этом году начнем. Записывающие устройства российского производства не так уж дороги. Мы даже вертолеты покупаем. Перед интервью мне позвонил начальник ДВД Жамбылской области, он на один вертолет выбил деньги у акима. Если мы вертолеты покупаем за несколько миллиардов, думаю, расходы на видеокамеры по сравнению с ними - ерунда. Еще у нас есть центры оперативного управления, где отслеживается, как инспекторы работают под видеонаблюдением. - Проще и дешевле поднять зарплату инспекторам, чем охотиться за ведьмами. - Вопрос о повышении зарплаты мы ставим ежегодно! Нам обещают, но в конце концов отказывают. Сегодня инспектор на первом году службы получает 34 000 тенге. Разве это зарплата? В прошлом году мы выходили в правительство, премьер обещал вдвое поднять зарплату. Это еще куда бы ни шло. Во-вторых, это мое мнение, нашим инспекторам хоть сколько ни плати, если он непорядочный, то и при большой зарплате он будет брать деньги. - Значит, с кадровой политикой у вас тоже проблемы. Нужны перемены. - Мы и так меняем. Например, в Алматы открыли специальную школу первоначальной подготовки для службы в дорожной полиции. Многие выпускники не сдают квалификационный экзамен. И в таком случае на службу они не принимаются. Кстати, кандидаты в инспекторы обучаются за свой счет. Такую же школу хотим открыть в Темиртау. - Что, много желающих пройти обучение? - Да, но многие не попадают в школу. Другая проблема - нехватка кадров. Люди уходят из-за маленькой зарплаты. Борясь с коррупцией, мы в такие рамки сотрудников загнали, что многие просто убегают. И уходят хорошие ребята. Уходят водителями, на зарплату в тысячу долларов и с плановыми выходными. У нас же инспектор стоит на линии по 16-18 часов. Без выходных и проходных. (Вздыхая.) Вот такие дела. - Замены региональных начальников управлений дорожной полиции тоже участились. - Одно из последних назначений - в Атырауской области. Ну не справляется парень, что его держать? Два года работает, а изменений нет. Недавно назначили нового руководителя УДП. Сменилось руководство и в УДП Акмолинской области. Но там бывший начальник пошел на повышение. Кстати, как и в Северо-Казахстанской области. - Что мешает дорожной полиции сначала навести порядок на дорогах, а потом уже бить рублем и требовать соблюдения правил? Даже в столице - и то невозможно нормально ездить, не говоря уже о регионах. - Не соглашусь. Есть снижение аварийности по Астане, как и в целом по республике. Порядка до 20%. Меньше стало злостных нарушителей ПДД. - Зато в столице сигналы светофоров все короче, а пробки все длинней и длинней. - Есть такой момент. Но к водителям, выезжающим на встречную полосу, принять меры мы не можем. Однако в законопроекте, который сейчас мажилисмены одобрили и передали на рассмотрение в сенат, за выезд на встречную полосу предусмотрено лишение водителя права управлять авто. Так, какие еще ко мне вопросы? - Вы будете извиняться перед водителями за доставленные неудобства из-за талонов? - Почему мы должны извиняться? Мы насильно никому платные карточки не давали. Водители сами шли и покупали в этом АО «Процессинговый центр». Кстати, ни одной платной карточки дорожная полиция не выдала. - Зато с 1 июля 2008 года МВД запрещает водить автомобиль без талона. Какие санкции предусмотрены за его отсутствие? - На первый раз - штраф от 1 до 2 МРП. При повторном нарушении - от 5 до 10 МРП. - В общем, одной обязаловкой для водителей стало больше. - Это норма закона. Тем более сроки получения талона мы продлили с 1 декабря 2007 года до 1 июля 2008 года. И, между прочим, на информацию в талонах будут ориентироваться и страховые компании. Растущее число ДТП с участием того или иного водителя, нарушение ПДД автоматически отразится на стоимости страховки. Но дисциплинированных водителей это не коснется.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |