|
|
|
15.06.2007 Как не стать жертвой автомахинаций
Около 85% подержанных автомобилей приобретается на авторынках или по частным объявлениям. Почемуто считается, что при совершении сделки достаточно взять у продавца доверенность на управление и генеральную доверенность на регистрацию вУправлении дорожной полиции (УДП), после чего можно смело отдать деньги и распрощаться с продавцом. Однако, когда осчастливленный автовладелец приезжает в УДП, чтобы поставить свое авто на учет, он с удивлением узнает, что его машина уже пару лет находится гдето в залоге или у нее уже имеется 2-3 других хозяина. Нередко выясняется также, что номера кузова и агрегатов перебиты, а сам автомобиль числится в угоне, например, в Германии и разыскивается Интерполом. Перед незадачливым автовладельцем встает угроза лишиться своего железного коня. Как правило, найти недобросовестного продавца потом очень трудно, а иногда и невозможно. Но даже если тот и объявится, то денег добровольно, конечно, не вернет. Обманутому покупателю остается лишь подать на обидчика в суд, но как решится дело и сколько придется затратить нервов, времени и денег, неизвестно. О том, как правильно приобрести автомобиль и защитить его от преступных посягательств, поведал заместитель начальника отдела по раскрытию автотранспортных преступлений Управления криминальной полиции ДВД Алматы Жасулан Садыков. Доверяй, но проверяй Покупка собственного автомобиля, особенно первого в вашей жизни, - огромная радость для любого человека. Однако это состояние эйфории зачастую заставляет будущих автовладельцев забывать об элементарной предосторожности, что, конечно, играет на руку недобросовестным продавцам. - Если понравилась машина, попросите предыдущего хозяина присутствовать при всех процедурах снятия автомобиля с учета в УДП и переоформления машины, - советует Жасулан Мукарович. - Если с автомобилем чтото не так, то у покупателя будет возможность расторгнуть сделку. Конечно, некоторые продавцы могут с этим не согласиться, мотивируя свой отказ отсутствием времени, но в таком случае лучше выбрать другую машину. Лучше потратить еще час на поиски более сговорчивого продавца, но зато быть на 100% уверенным, что с приобретенным автомобилем в дальнейшем никаких проблем не возникнет. Если продавец уверен, что его машина чистая, то ему не составит труда, взяв с покупателя залог (обычно 100-200 долларов), подъехать к УДП. Кстати, залог можно оставлять безбоязненно - продавец заинтересован в том, чтобы продать машину, и вряд ли станет вас обманывать. Да и вы можете заявить в полицию, обвинив его в мошенничестве, а найти его по номерам автомобиля будет несложно. Как уже говорилось выше, большинство покупателей ограничиваются тем, что берут у продавца доверенность на вождение и генеральную доверенность на снятие с учета в УДП. Хотя на самом деле эти документы не подтверждают право собственности покупателя. В последнее время на этом фоне в Алматы появился новый вид мошенничества. Передав покупателю указанные документы, недобросовестный продавец чуть позже обращается в суд, где говорит, что автомобиль вовсе не продавал. Мол, документы у него выманили обманом или с помощью угроз, и никаких денег он не получал. Чтобы избежать судебной волокиты, надо сразу заключить и нотариально заверить договор куплипродажи, где обязательно должно быть указано, что такойто продал свой автомобиль такому-то, получив энную сумму. Этот договор является правоустанавливающим документом на право собственности, и продавец уже не сможет предъявить никаких претензий. Существует и другой вид обмана. При продаже дорогостоящих автомобилей некоторые продавцы предлагают лично оформить все документы на имя нового автовладельца и привезти их ему вместе с машиной. Согласившись на это предложение, зачастую можно стать владельцем совсем не той машины, которую вы видели на рынке. Три месяца назад был случай, когда человек купил очень дорогую машину, и продавец, как и было оговорено, привез все документы, оформленные на имя покупателя. Однако, когда тот на следующий день поехал на СТО ставить сигнализацию, мастер сразу заметил, что машина была переоборудована из праворульной в леворульную, причем не очень профессионально. В результате возникли проблемы и с замком зажигания, и с двигателем, и с рулевым управлением. Обманутый покупатель подал на продавца в суд, но так как доказать чтолибо очень трудно, судебная тяжба длится до сих пор. Также при покупке автомобиля следует обратить внимание на количество ключей. У свежепригнанных из США или Германии машин обязательно должны быть дубликаты. Конечно, если машина проходила в Казахстане уже года 3-4, продавец мог эти дубликаты потерять. Уже бывали случаи, когда автомобиль продавали с одним ключом, оставляя другой себе. Проходило 2-3 месяца - и машину угоняли. Так что лучше требовать у продавца дубликаты или по крайней мере записать все его данные, чтобы в случае чего полицейским не составило труда его найти. Следует соблюдать осторожность и при продаже автомобиля. Уже не раз случалось, когда машины угоняли прямо с рынка. Как правило, к продавцу дорогой машины подходят 2-3 человека. Осмотрев авто очень тщательно, они просят прокатиться, чтобы проверить его качества на дороге. В «залог» остаются друзья покупателя. Как только севший за руль угонщик отъезжает достаточно далеко, «заложники» попросту разбегаются. Последний такой случай был в феврале этого года. Будьте осторожны и не жадничайте После того как вы купили машину и законно ее оформили, нужно принять меры безопасности. В первую очередь это установка сигнализации. Стоимость ее варьируется от 5 тысяч тенге до нескольких сотен долларов. Многие говорят - мол, машина старенькая, кто ее угонит? Однако это мнение в корне неверно - угоняют и старые машины, которые можно продать на запчасти. К тому же, как показывает практика, 90% похищенных машин не были оборудованы не только сигнализацией, но даже простейшими противоугонными устройствами. Так что если вы купили машину за 3 тысячи долларов, то потратьте еще хотя бы 50 долларов на сигнализацию. Это поможет вам избежать многих неприятностей. - Вторая проблема - безответственность автовладельцев к своему авто, - сетует Жасулан Мукарович. - Многие владельцы оставляют свое авто во дворах домов, у обочин дорог, на стихийных автостоянках. Но, как правило, на таких стоянках охранники работают лишь до 8 утра, после чего попросту уходят. Некоторые водители еще и оставляют «стоянщикам» ключи, что вообще категорически противопоказано. Многие из этих охранников сами являются не вполне законопослушными гражданами и могут в лучшем случае взять автомобиль покататься, а в худшем - даже угнать. В Алматы сейчас порядка 500 тысяч машин и платных стоянок, паркингов и гаражей на всех не хватает. Но опять же поставьте сигнализацию, не давайте никому ключи и можете спать спокойно. То же относится к автомойкам и СТО. Об СТО стоит поговорить особо. Если машина требует краткосрочного ремонта, то оставлять механикам ключи ни к чему. При долгосрочном ремонте ключи, конечно, придется оставить. Но для этого нужно вызвать приемщика и оставить ему ключ под личную ответственность. На каждом СТО должен быть журнал учета клиентов, куда вносится запись о приемке автомобиля и ключей от него. Вообще лучше обслуживать автомобиль на дорогостоящих, хорошо оборудованных СТО, уже зарекомендовавших себя. Даже в случае порчи вашего имущества такое СТО сможет возместить причиненный ущерб. Но так уж устроен человек, что всегда старается сэкономить на мелочах, не задумываясь о том, что плата за такую экономию может быть слишком высока. Сейчас в городе очень много мелких СТО, где люди работают ночами. Нередко к ним приходят друзья, выпьют и берут чужую машину покататься. В дороге они, бывает, совершают ДТП и, бросив машину, убегают. Подобных случаев только с начала года в Алматы зафиксировано более 20. Все они раскрываются очень быстро - при общении с полицейскими такие угонщики ведут себя крайне подозрительно и «раскалываются» на первом же допросе. Возмещение ущерба решается в судебном порядке, и обычно мастера его выплачивают. Хотя, конечно, санкции по угонам и кражам автотранспорта в Казахстане оставляют желать лучшего. Максимальное наказание, предусмотренное за подобное преступление, - 5 лет лишения свободы. Лица до 16 лет вообще не привлекаются к уголовной ответственности. - Недавно мы задержали группу подростков, состоящую из 3 человек, - рассказывает Жасулан Садыков, - они угоняли чужие машины, разбивали их, снимая мелкие детали. Сейчас в отношении них возбуждены уголовные дела. Но благодаря малолетнему возрасту угонщиков решение по ним до сих пор не принято. К тому же если в тех же США за совершение 10 угонов дадут по 5 лет за каждый, то у нас хоть 20 машин угнал, хоть одну - наказание одинаковое. Сейчас самыми угоняемыми марками автомобилей в Алматы являются «Мазда», «Фольксваген-Гольф» и «Ауди». То есть чем более популярна марка машины, тем больше спрос на ее запчасти. Также довольно часто угоняют «Мерседесы» до 1994 года выпуска. Причина в том, что уже годом позже на таких машинах в замке зажигания стал устанавливаться электронный чип, который считывает информацию с ключа. Это делает угон практически невозможным. Хотя угонщики находят способ угнать и такую машину, но это бывает редко. Буквально на днях алматинскими полицейскими была задержана группа угонщиков. На выслеживание банды, где все роли были четко распределены и каждый выполнял свою часть «работы», у оперативников ушло больше двух месяцев. - В итоге на дачах близ поселка Абай мы задержали всю группу прямо в момент разборки краденой «Мазды», - говорит Жасулан Садыков. - Когда мы их «накрыли», все запчасти от краденого авто уже были загружены в «Газель», в которой находились водитель и два разборщика. Что примечательно, они умудрились в течение восьми часов полностью разобрать машину, оставив лишь голый каркас. Потом мы вышли на двух угонщиков и скупщика, который имел на рынке контейнер по продаже бывших в употреблении запчастей. Он прекрасно знал, что все эти запчасти - от краденых машин, и с угонщиками рассчитывался после реализации. Пока доказано четыре факта хищения автотранспортных средств этой группой, но, скорее всего, их было гораздо больше. Еще не так давно в Алматы действовала группа, в которую входили не только казахстанцы, но и граждане Кыргызстана. Бандиты специализировались на дорогостоящих машинах, которые похищались путем разбоя. Дождавшись, когда автовладелец выйдет из салона, на него нападали и отбирали машину. Похищенные автомобили переправлялись в Кыргызстан, а оттуда в Таджикистан. В прошлом году эту банду вычислили и обезвредили. Полицейские советуют автолюбителям, особенно женщинам, ездить в вечернее и ночное время с заблокированными дверьми и поднятыми стеклами. Ведь многие автолюбители, останавливаясь в малолюдных местах, открывают двери, опускают стекла и на полную громкость включают музыку. Что стоит злоумышленникам ворваться в салон, напасть на владельца и угнать его машину. P.S. В следующих номерах нашей газеты мы постараемся более подробно рассказать вам, как правильно выбирать автомобиль на рынке, а также о том, на какие ухищрения идут продавцы, чтобы реализовать свое авто, даже если внесенные ими «модификации» способны принести в будущем немало проблем новому хозяину.
Владимир Демидов 15 июнь 2007
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |