|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz), Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
03.11.2006 Казаэронавигация заявляет о законности проведения тендера по закупке навигационного оборудования
АЛМАТЫ. 3 ноября. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/ - Сегодня в Алматы представители РГП «Казаэронавигация» заявили о том, что публикации в ряде СМИ, посвященные тендеру по закупке оснащения взлетно-посадочной полосы аэропорта Алматы, подрывают репутацию компании, сообщает корреспондент Казинформа. По словам генерального директора РГП «Казаэронавигация» Сергея Кульназарова, компания предоставила журналистам информацию, в которой разъяснены подробности проведения тендера по закупке навигационного оборудования. По сообщению СМИ, в результате проведенного тендера цена на оборудование у компании-победителя «Ban200» оказалась почти на 2 млн. долларов выше, чем у конкурентов по тендеру - компании «Park Air Systems», что вызывает определенное недоумение. Глава РГП «Казаэронавигация» пояснил, что по квалификационным требованиям из-за трех документов у «Park Air Systems», несоответствующих законам РК, ее заявка на участие в тендере должна быть отклонена. Более того, оборудование, которое было предоставлено этой компанией, не соответствовало международным требованиям и является устаревшим. «На сегодня наше предприятие имеет опыт проведения государственных закупок, и они проводятся в соответствии с законами РК», - сказал С.Кульназаров.
Дело о двух миллионах. Скандальный “тендер” “Казаэронавигации”: выясняются новые подробности
А все-таки зря Саша Коэн, более известный под псевдонимом Борат Сагдиев, отказывается прилетать к нам в Казахстан. Он даже не догадывается, сколько замечательных сюжетов ждет его на месте. И придумывать ничего не придется для своих фильмов - наши реалии часто посильнее боратовских выдумок будут. Правда, про жанр комедии тогда пришлось бы забыть, потому что здесь у нас не до шуток. Вот, например, последний скандал, который разгорелся вокруг закупок государственного предприятия "Каз-аэронавигация". Как можно понять из названия, эта организация отвечает за то, чтобы самолеты над нашей страной безопасно летали, успешно взлетали и приземлялись. Дело ответственное, и очень хотелось бы, чтобы оно было в надежных руках. И чтобы оборудование в этих руках тоже было проверенным и надежным, желательно от известных мировых поставщиков. Оттого и вызвал интерес тендер, который "Навигация" объявила на оснащение алматинского аэропорта. Казалось бы, будничный тендер, обычные результаты - одна компания победила, другая проиграла. Но стоило чуть присмотреться, как очень интересные детали открылись. Почему-то цена у победителя оказалась почти на два миллиона выше, чем у их конкурентов по тендеру. Первый запросил за свое оборудование 4,8 миллиона евро, а второй чуть ли не вдвое меньше - 2,9 миллиона. Бывает, подумали журналисты - наверное, победил мировой лидер, лучший производитель навигационных систем, а здесь такой случай, что за лучшее и надежное и переплатить не жалко. А даже наоборот - безопасность полетов никаких компромиссов не терпит. Но вот тут и выяснилось самое интересное. Победила-то компания, которую никто на рынке не знает, - столь незначительны ее обороты, в штате которой сидит семь человек, а весь ее оборот за прошлый год составил три миллиона евро (меньше, чем сумма выигранного ею тендера). И никакого навигационного оборудования эта компания не производит. Раньше мы называли такие фирмы перекупщиками, но сами себя они предпочитают именовать "системными интеграторами". Называется компания Ban2000, сидит в Германии, но работать предпочитает в странах бывшего Советского Союза. А как раз тот самый мировой лидер, один из лучших производителей навигационных систем - британско-норвежский конгломерат Park Air Systems, подразделение крупнейшей американской корпорации с годовым оборотом в 30 миллиардов долларов, с удивлением обнаружил, что вообще отстранен от участия в тендере. По оборудованию этой компании приземляются самолеты в лондонском "Хитроу" и еще в семидесяти аэропортах по всему миру - от Китая до Канады. Поставить свою технику этот участник тендера обещал за 6 месяцев, победитель - за один год. У производителя-то уже все есть - и оборудование, и инженеры, и опыт поставок и обслуживания, - а перекупщику все это у других предстоит брать. Дальше - больше. Выясняется, что на открытии тендера ни одного представителя Ban2000 не было, в отличие от англичан и норвежцев из Park Air. Но еще лучше - что будущий победитель прислал на тендер маленький конвертик, а проигравшие предоставили шесть томов технической документации. История, что называется, ни в какие ворота не лезет, даже воздушные. Потому что речь идет, во-первых, о деньгах налогоплательщиков, которыми направо и налево бесконтрольно распоряжается государственное предприятие (но, похоже, именно налево). И речь идет не о двух копейках, а о двух (без малого) миллионах евро. А стране есть куда потратить эти деньги. Во-вторых, не керамические горшки закупает "Казаэронавигация", а стратегическое оборудование, от которого зависит безопасность десятков бортов, приземляющихся ежедневно в нашем порту. В их числе - борт номер один президента Республики Казахстан. И цена вопроса слишком высока, чтобы здесь было место для компромиссов или экспериментов. Но любопытство требует объяснений - каким же образом могла победить в столь ответственном тендере неизвестная миру компания без опыта работы, без финансовых оборотов, не производящая оборудования, с худшими условиями поставки и непомерно высокой ценой? И какие силы могли заставить "Казаэронавигацию" и лично ее бессменного руководителя г-на Кульназарова отказаться от предложения всемирно известного производителя по очень выгодной цене? Есть у нас, конечно, свои предположения на этот счет. Но это только наши смутные сомнения, которые мы при себе оставим. Ведь мы ни в навигации, ни в государственных финансах не специалисты, и нам только здравый смысл подсказчик. Зато есть в стране компетентные органы, кому в подобных делах сам президент велел разбираться. Например, Комиссия по коррупции. Если растранжиривание государственных средств на покупку оборудования у неизвестного поставщика по непомерно высокой цене - это не коррупция, то мы уж и не знаем, в чем же она заключается. И есть ли она тогда вообще, и не борется ли президент в своих выступлениях с несуществующими ветряными мельницами? Еще есть Комитет финансового контроля и госзакупок при министерстве финансов. Здравый смысл и законы республики подсказывают нам, что это ведомство призвано следить за тем, как государственные предприятия расходуют государственные средства. И если в законе о государственных закупках сказано буквально, что победителем в тендерах должна называться конкурсная заявка "с условной наименьшей суммарной ценой", то Комитет должен немедленно отреагировать на результаты конкурса, в котором победила дорогая заявка. Еще есть прокуратура, которая должна следить за соблюдением законности во всей нашей необъятной родине. Во все эти уважаемые организации мы разослали официальные запросы. И с нетерпением будем ждать на них содержательные ответы. Потому что мы сами, наши родственники и друзья тоже часто летаем самолетами, и очень хочется быть уверенным, что диспетчеры работают на самом надежном оборудовании. И еще очень хочется, чтобы в стране наконец прекратился этот хаос, когда законы красиво стоят в шкафах, а в реальной жизни проходят такие тендеры.
Александр Шухов, Елена Коэмец
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |