К вопросу о нефтедолларах и не только...
Мировая цена на нефть возросла. Ситуация для Казахстана как экспортера нефти благоприятная для решения ряда социально-экономических проблем. Однако государство (судя по публикациям в средствах массовой информации) продолжает недополучать огромные деньги от ее экспорта, поэтому и недостаточно положительны влияния на экономику от роста добычи и производства нефти, металла, а также другой экспортной продукции. Причина проста, считает юрист из Караганды С. АЛПЫСОВ.
Она в продаже нефти и других экспортных продукций товаропроизводителем по ценам ниже среднемировых рыночных, что ежегодно сокращает налогооблагаемую базу на сумму 1,3 млрд. долларов США, поступление в бюджет республики налогов - около 500 млн. долларов США. Сумма скрытых доходов экспортеров - 4,2 млрд. долларов США. Малайзия ежегодно добывает 30 млн. тонн нефти. Казахстан - 40 млн. тонн. Поступление в бюджет Малайзии от нефти составляет в год 3 млрд. дол. США, в казахстанский бюджет -660 млн. долларов плюс национальный фонд в год 400 млн. долларов. Возникает вопрос, почему казахстанский бюджет получает от нефти доходов меньше на 2 млрд. долларов, чем бюджет Малайзии Подобная практика стала возможной из-за ст. 8 Закона РК «О государственной поддержке прямых инвестиций», согласно которой наше государство обязалось не применять меры по контролю или регулированию цен при сбыте сырья или при продаже товаров, производимых утвержденным инвестором, на территорий РК в соответствии с инвестиционным проектом, за исключением случаев, оговоренных законодательными актами РК. Таким образом, государственная власть отказалась от контроля сбыта сырья и продажи товаров, закрепив свое безучастие в вышеуказанном законе. В соответствии с данным положением нормы закона как иностранный, так и отечественный производитель продает свою продукцию или сырье зарубежным покупателям по ценам значительно ниже среднемировых, в районе себестоимости, снижая или сводя к нулю объем налогооблагаемого дохода. А покупателями выступают как всегда компании, которые находятся в особых отношениях с нашим инвестором - экспортером. Суть этих особых отношений - в содействии снижению объема начисления на нашего инвестора налогов, формирования прибыли на счетах оффшорных фирм. Если действительно интересы инвестора и республики не сбалансированы, то нельзя ли исправить ситуацию, повлиять производителям в вопросах ценообразования, менять содержание контрактов и в результате увеличить поступление в бюджет от роста дохода? Изучение законодательства позволяет отвечать на этот вопрос положительно. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|