|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан
1. Проект внесенный группой депутатов 18 апреля 2007 года
Заключение на проект Закона РК «О средствах массовой информации», инициированный группой депутатов Парламента РК
Правительство Республики Казахстан, рассмотрев проект Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации», инициированный группой депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, сообщает следующее. Реализация законопроекта потребует выделения дополнительных средств. Вместе с тем Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2008 год» средства на реализацию законопроекта не предусмотрены. Представленный законопроект направлен на регулирование отношений в информационной сфере, дальнейшее совершенствование законодательной базы в области средств массовой информации и в этом плане имеет определенный интерес. Идеи, заложенные в отдельных нормах законопроекта, заслуживают внимания, в том числе как корреспондирующие с позицией Правительства по совершенствованию законодательства в области средств массовой информации и имплементации норм международных пактов, ратифицированных Парламентом страны. В частности, это идея законодательного регулирования телерадиовещания, предложенная законопроектом. Имеющиеся в данном направлении пробелы законодательства предопределили ослабление механизмов государственного участия, основанного на общественных интересах, и усиление корпоративного, основанного на интересах собственников либо групп интересов. Наряду с этим, немаловажна идея деконцентрации (демонополизации) СМИ, рассмотрения СМИ как результата интеллектуальной деятельности, в тесной взаимосвязи с вопросами защиты авторских и смежных прав. Также можно отметить предлагаемое проектом увеличение количества организаций, которые обеспечиваются обязательными экземплярами печатных изданий, совершенствование процедуры хранения записей телевизионных и радиопередач. В целом, Правительство готово к диалогу по этим направлениями для выработки конкретных норм по подготовке поправок в действующий Закон “О средствах массовой информации”. Вместе с тем, законопроект обладает рядом недостатков организационно-структурного и правового характера. Так, основные нормы проекта идентичны нормам действующего Закона “О средствах массовой информации” (большинство предлагаемых изменений носит редакционный характер) и не меняют смысловое значение принципов правового регулирования. Некоторые положения проекта излишне детализируют процедурные вопросы и являются предметом регулирования иных законодательных актов. В частности, вопросы лицензирования - в Законе “О лицензировании”, распределение номиналов радиочастот, деятельности операторов технических средств - в Законе “О связи”, сроки исковой давности и вопросы судопроизводства - в Гражданском процессуальном кодексе. Кроме того, законопроектом вводится отдельная глава по телерадиовещанию. Однако действующий Закон “О СМИ” - это базовый закон, содержащий в себе общие нормы, регулирующие более широкий круг общественных отношений. Нормы по регулированию сегмента телерадиовещания, предложенные законопроектом, содержат детализированные предписания, что не свойственно предмету регулирования законопроекта. То есть Закон должен регулировать общественные отношения в сфере СМИ, тогда как телерадиовещание предполагает нормы регулирующие, прежде всего, вещательную деятельность. Кроме этого, отдельные нововведения проекта декларативны и не просчитаны с точки зрения возможных последствий при их реализации. Прежде всего это касается понятийного аппарата. Проектом предлагается введение дефиниций “сетевое средство массовой информации”, “цифровое многопрограммное эфирное вещание”. Однако далее в проекте не предусмотрены какие-либо правовые нормы, отражающие их специфику. Также проектом вводится понятие “источник информации”. Согласно подпункту 12) пункта 1 проекта журналист имеет право на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда. Данные нормы присутствует и в действующем законе. Однако, как известно, в последних рекомендациях ОБСЕ было изложено, что раскрытие источника информации на любом основании нарушает минимальные стандарты, установленные судами по правам человека, согласно которым суд может раскрыть источник информации в качестве крайней меры - только при расследовании тяжкого преступления. В связи с этим принято решение об изменении данной нормы в действующем законе путем установления ссылки на уголовно-процессуальное законодательство. Более того, ОБСЕ высказало пожелание о необходимости исключения подпунктов 2), 4) действующего Закона (подпункты 2), 4) пункта 1 статьи 33 законопроекта). Однако в законопроекте вышеуказанные пожелания ОБСЕ не учитываются. В подпункте 22) статьи 1 указывается на “информацию, выраженную в утвердительной форме”. Действующими законодательными актами определение “информации, выраженной в утвердительной форме” не закреплено. Аналогичные замечания в отношении статьи 2 законопроекта, в части применяемых понятий “личные взгляды”, “мнения” и “критические суждения”, а также “личные убеждения”, “личное мнение” и “личная оценка”. В части государственного регулирования проектом предлагается исключить ряд функций уполномоченного органа, а также исключить функции государственного контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации. Государственный контроль должен подниматься как инструмент государства, обеспечивающий проверку выполнения законов и иных нормативных правовых актов с целью недопущения отклонений от установленных законодательством правил. Без тщательно отрегулированного и четко работающего государственного контроля практическая реализация государственных функций затруднительна. Кроме того, проектом, по сути, предлагается отменить поправки принятые в 2006 году (переучет в случае изменения главного редактора (редактора), адреса редакции и периодичности выпуска). Полагаем целесообразным, чтобы новые одобренные депутатским корпусом поправки в действующий Закон “О средствах массовой информации” прошли необходимую апробацию временем. Исходя из этого, преждевременным выглядит вопрос признания недействительным свидетельства о постановке на учет СМИ в судебном порядке. На основании изложенного и в соответствии с пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан внесение проекта Закона “О средствах массовой информации” на рассмотрение сессии Парламента Республики Казахстан считаем нецелесообразным.
Премьер-министр РК К. Масимов
Проект
Закон Республики Казахстан«О средствах массовой информации»(18 апреля 2007 года)
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы и направлен на реализацию права каждого на свободу слова, получения и распространения информации.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия: 1) вещатель (организация телевизионного и (или) радиовещания) - организация, обладающая лицензией на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания, осуществляющая производство, монтаж, расстановку во времени и трансляцию (самостоятельно либо по договору с оператором) звуковой (радиовещание) и (или) аудиовизуальной (телевещание) информации, предназначенной для получения неограниченным кругом лиц; 2) главный редактор (редактор) - физическое лицо, которое в соответствии с уставом, внутренним документом собственника средства массовой информации или договором руководит редакцией, принимает окончательное решение и несет ответственность в отношении содержания средства массовой информации; 3) журналист - физическое лицо, представитель средства массовой информации или информационного агентства, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений; 4) зона вещания - зона действия существующего или планируемого телерадиовещательного передатчика, на которой условия индивидуального приема соответствуют требованиям действующих стандартов и норм; 5) издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее в установленном порядке подготовку, производство и выпуск периодического печатного издания, включая организационное, материально-техническое, технологическое обеспечение его выпуска; 6) индивидуальный прием - непосредственный прием телевизионных и (или) радиопрограмм приемными устройствами, без права последующей ретрансляции; 7) информационное агентство - юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера для средств массовой информации; 8) источник информации - лицо, от которого исходит информация, независимо от его желания распространить информацию либо лицо, которое предоставило информацию журналисту или редакции средства массовой информации для дальнейшего распространения; 9) комплекс зданий и сооружений - совокупность административных и (или) производственных зданий, сооружений, связанных общим предназначением и составляющих единую административно-производственную структуру; 10) кабельная, эфирно-кабельная, цифровая многопрограммная эфирная, спутниковая сеть - совокупность систем соответственно кабельного, эфирно-кабельного, цифрового многопрограммного эфирного, спутникового распределения и организационно-управленческих процессов, обеспечивающих распространение в открытой или закодированной форме (платной или бесплатной) телевизионных и (или) радиопрограмм и других сообщений электросвязи на определенной территории; 11) оператор - лицо, осуществляющее эксплуатацию технических средств, в целях осуществления ретрансляции телевизионных и радиопрограмм по кабельным, эфирно-кабельным, цифровым многопрограммным эфирным, спутниковым сетям; 12) официальное сообщение - информация, предоставляемая государственными органами и иными организациями и их должностными лицами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации; 13) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющее постоянное название, текущий номер и выпускаемое не реже одного раза в полугодие; 14) передача - имеющая самостоятельное значение в творческом и тематическом отношении часть телевизионной и (или) радиопрограммы, которая может быть использована независимо от других частей программы; 15) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельная телевизионная или радиопередача, информация, размещенная в сетевом средстве массовой информации; 16) продукция сексуально-эротического характера - периодические печатные издания, аудио- или видеопродукция, телевизионная или радиопередача, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу; 17) пропаганда культа жестокости и насилия - систематическое распространение сообщений и материалов в средствах массовой информации, которые одобряют, утверждают (культивируют) способ насилия или жестокости, и(или) способствуют распространению среди людей насильственного или жестокого поведения; 18) распространение средства массовой информации - оптовая и(или) розничная продажа, бесплатная раздача, доставка подписных и розничных тиражей периодических печатных изданий, трансляция (ретрансляция), распространение по кабелю телевизионных и радиопрограмм, отдельных передач, аудио- и(или) видеопродукции и иные виды деятельности по доведению продукции средства массовой информации до населения; 19) редакция средства массовой информации - творческий коллектив работников собственника средства массовой информации, осуществляющий сбор, подготовку материалов для распространения в средстве массовой информации; 20) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях; 21) ретрансляция - прием и одновременное, полное и неизменяемое распространение более, чем на одно здание (сооружение), комплекс зданий (сооружений) телевизионных или радиопрограмм либо отдельной совокупности телевизионных или радиопередач операторами кабельных, эфирно-кабельных, цифровых многопрограммных, спутниковых сетей, а также прием и одновременное распространение собственниками телевизионных или радиопрограмм отдельной совокупности телевизионных или радиопередач других, включая иностранных средств массовой информации; 22) сведения - информация, выраженная в утвердительной форме о лицах, предметах, фактах, явлениях, процессах и других событиях; 23) сетевое средство массовой информации - электронное издание, подготовленное при помощи специальных технических и программных средств и предназначенное для распространения массовой информации в электронно-цифровой форме через общедоступные телекоммуникационные сети, имеющее постоянное название, текущий номер и обновляемое не реже одного раза в полугодие; 24) сетка вещания - перечень телевизионных или радиопередач, с указанием наименования, времени выхода в эфир передач на определенный период времени; 25) сеть телевизионного и (или) радиовещания - совокупность технических средств, обеспечивающих производство, формирование и распространение телевизионных и радиопрограмм широкому кругу территориально рассредоточенного населения; 26) собственник средства массовой информации - гражданин или юридическое лицо, взявшие на себя инициативу и ответственность по созданию, производству и распространению средства массовой информации, обладающее исключительными правами на средство массовой информации; 27) средство массовой информации - периодически обновляемый результат интеллектуальной и иной деятельности, создаваемый в форме периодического печатного издания, телевизионной или радиопрограммы (телевизионного или радиоканала), сетевого средства массовой информации в общедоступных телекоммуникационных сетях (Интернете и других) либо в иной не запрещенной законом форме периодического распространения массовой информации, и имеющий постоянное название; 28) тираж - совокупность экземпляров одного номера периодического печатного издания; 29) телевизионное и радиовещание (выход в эфир, трансляция) - распространение с использованием электромагнитных волн телевизионных программ (телевизионное вещание), звуковых программ (радиовещание), осуществляемое по наземным, цифровым многопрограммным эфирным, спутниковым (выход в эфир), кабельным, эфирно-кабельным сетям в открытой или закодированной форме, предназначенное для индивидуального приема неограниченным кругом лиц; 30) телевизионный или радиосигнал - радиоизлучение, одна или несколько характеристик которого могут изменяться для передачи телевизионных или радиопрограмм; 31) телепрограмма - совокупность телепередач (аудиовизуальных передач), имеющая название и распространяемая не реже одного раза в год; 32) радиопрограмма - совокупность радиопередач (аудиопередач), имеющая название и распространяемая не реже одного раза в год; 33) технические средства телевизионного и радиовещания - совокупность радиоэлектронных средств и приемо-передающих технических устройств, обеспечивающие производство, формирование и (или) распространение телевизионных или радиопрограмм; 34) трансграничное телерадиовещание - телевизионное или радиовещание, при котором зона вещания включает в себя территорию другого государства или территории нескольких государств; 35) уполномоченный орган по делам средств массовой информации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий государственное регулирование деятельности средств массовой информации и информационных агентств Республики Казахстан; 36) цензура - требование лиц о предварительном согласовании сообщений и материалов, распространяемых в средствах массовой информации, с целью навязывания либо ограничения, наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей.
Статья 2. Свобода слова, получения и распространениямассовой информации
1. Свобода слова, творчества, выражение в печатной или иной форме своих взглядов, убеждений, мнений и критических суждений, получения и распространения информации любым, не запрещенным законом способом, гарантируются Конституцией Республики Казахстан. Цензура запрещается. 2. Каждый вправе свободно высказывать и распространять свои взгляды, убеждения, мнения и критические суждения. Выражение взглядов, убеждений, мнений и критических суждений не влечет какой-либо ответственности. 3. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации. 4. Не допускается незаконное вмешательство государственных органов, организаций, их должностных лиц в деятельность собственника средства массовой информации, редакции, издателя, распространителя, журналиста. 5. Никто не вправе обязать редакцию средства массовой информации обнародовать какой-либо материал, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан. 6. Средство массовой информации признается необходимым общественным институтом по реализации конституционного права каждого на свободу слова, творчества, получения и распространения информации и находится под защитой государства. 7. Изъятие и конфискация продукции средства массовой информации не может производиться иначе как по вступившему в законную силу решению суда. 8. Монополизация какого-либо вида средства массовой информации (периодических печатных изданий, телевизионных или радиопрограмм и других видов средств массовой информации) не допускается. 9. В средствах массовой информации допускается использование изображения лиц без их согласия, без умаления их чести и достоинства, если изображенное лицо занимает публичную должность, изображено при проведении публичных мероприятий, находится в местах массового скопления людей или позировало за плату.
Статья 3. Недопустимость злоупотребления свободой слова, получением и распространением массовой информации
1. Не допускается использование средства массовой информации для пропаганды и агитации насильственного изменения конституционного строя, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия. 2. Не допускается разглашение в средствах массовой информации сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, пропаганда и оправдание терроризма и экстремизма, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также порнографии. 3. Запрещается использование в средствах массовой информации и их продукции скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.
Статья 4. Принципы деятельности средств массовой информации
Основными принципами деятельности средств массовой информации являются: 1) свобода слова, получения и распространения информации любым способом, не запрещенным законами Республики Казахстан; 2) плюрализм мнений; 3) достоверность распространяемой информации; 4) соблюдение законности средствами массовой информации при осуществлении своей деятельности. Статья 5. Законодательство Республики Казахстано средствах массовой информации
1. Законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих правоотношения в области средств массовой информации. 2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.Статья 6. Язык средств массовой информации
1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках. 2. Еженедельный объем телевизионных и радиопередач в средствах массовой информации, принадлежащих одному собственнику, на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках. Распределение телевизионных и радиопередач на государственном языке в суточной сетке вещания должно осуществляться равномерно. Данное требование не распространяется на сети кабельного, эфирно-кабельного, цифрового многопрограммного эфирного, спутникового распространения телевизионных и радиопрограмм.
Статья 7. Государственное регулирование в области средств массовой информации
1. Государственное регулирование в области средств массовой информации осуществляет уполномоченный орган. 2. Государство создает необходимые условия для развития отечественного информационного рынка, средств массовой информации и повышения их конкурентоспособности. 3. Государство обеспечивает равный доступ собственникам средств массовой информации, независимо от формы их собственности, к участию в конкурсах на получение государственного заказа в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Статья 8. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области средств массовой информации
Правительство Республики Казахстан: 1) разрабатывает и обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в области средств массовой информации; 2) определяет порядок осуществления учета иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан; 3) утверждает порядок лицензирования деятельности по организации телевизионного и (или) радиовещания.
Статья 9. Компетенция уполномоченного органа
1) разрабатывает и реализует меры стимулирования и поддержки отечественного информационного рынка, средств массовой информации и журналистской деятельности; 2) осуществляет постановку на учет средств массовой информации, в том числе и рассчитанных на зарубежную аудиторию; 3) выдает лицензии на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 4) организует проведение открытых конкурсов по распределению номиналов радиочастот для целей телевизионного и (или) радиовещания на определенной территории; 5) осуществляет подготовку предложений по совершенствованию законодательства в области средств массовой информации; 6) обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Казахстан и осуществляет международное сотрудничество в области средств массовой информации; 7) формирует, размещает и контролирует осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на республиканском уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 8) ведет Единый реестр учета иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории Республики Казахстан;
Статья 10. Компетенция местных исполнительных органов областей (города республиканского значения, столицы)
Местные исполнительные органы областей (города республиканского значения, столицы): 1) реализуют государственную информационную политику через региональные средства массовой информации; 2) осуществляют учет иностранных средств массовой информации, распространяемых на территории области (города республиканского значения, столицы); 3) утверждают порядок расположения специальных стационарных помещений и правила реализации в них периодической печатной продукции, публикующей материалы эротического характера; 4) формируют, размещают и контролируют осуществление государственного заказа по проведению государственной информационной политики на региональном уровне в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 5) предоставляют в уполномоченный орган статистические данные, информацию по учету иностранных средств массовой информации, а также сведения по соблюдению законодательства Республики Казахстан.
Глава 2. Субъекты средств массовой информации
Статья 11. Право на создание и производство средств массовой информации
1. Право на создание и производство средств массовой информации имеют физические и юридические лица в соответствии с законодательством Республики Казахстан. 2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере. 3. В наименовании средства массовой информации не допускается использование названий, противоречащих требованиям законов Республики Казахстан или нормам общественной морали.
Статья 12. Собственник средства массовой информации
1. Собственнику средства массовой информации принадлежит исключительное право пользоваться и распоряжаться тем названием, под которым данное средство массовой информации было поставлено на учет, а также запрещать использование этого названия другими лицами. Собственник вправе передать это исключительное право третьему лицу, уведомив об этом уполномоченный орган. 2. Собственник средства массовой информации имеет право: 1) определять редакционную политику принадлежащего ему средства массовой информации; 2) на продукцию средства массовой информации и на информационные ресурсы, созданные в процессе его производства; 3) принятия решения о приостановлении, прекращении производства и (или) распространения средства массовой информации; 4) осуществлять иные права, установленные настоящим Законом и иными законами Республики Казахстан. 3. Если собственник не является одновременно издателем, вещателем, распространителем, оператором средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя, вещателя, распространителя, оператора определяются отдельными договорами. 4. Собственник средства массовой информации вправе принять внутренний документ, определяющий концептуальные положения деятельности редакции, правила журналистской этики, ответственности сотрудников, требования к их культурному уровню и профессиональному мастерству.
Статья 13. Редакция средства массовой информации
1. Редакция средства массовой информации не является юридическим лицом. Ответственность за деятельность редакции средства массовой информации несут собственник, главный редактор (редактор), журналист средства массовой информации в соответствии с договором, уставом или иными внутренними документами собственника средства массовой информации. В наименовании юридического лица, собственника средства массовой информации, допускается использование слова «редакция». 2. Редакция осуществляет подготовку и выпуск, выход в эфир средства массовой информации по поручению собственника. 3. Редакцией руководит главный редактор (редактор). Главный редактор (редактор) назначается на должность и освобождается от должности собственником средства массовой информации. 4. Главным редактором (редактором) не могут быть: 1) лица, признанные судом недееспособными; 2) лица, имеющие на момент назначения судимость, которая не снята или не погашена в установленном законом порядке; 3) несовершеннолетние. 5. Отношения между собственником средства массовой информации и редакцией регулируются уставом и (или) внутренними документами собственника или договором. 6. Отношения между собственником и журналистом средства массовой информации регулируются договором в соответствии с трудовым или гражданским законодательством Республики Казахстан. На отношения между собственником и журналистом средства массовой информации, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства и осуществляющим трудовую деятельность в Республике Казахстан, распространяются права и обязанности, установленные законодательством Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан и настоящим Законом.
Статья 14. Информационное агентство
1. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска. 2. При распространении сообщений и материалов информационного агентства в средствах массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. 3. Информационные агентства, создаваемые на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе. 4. Постановка на учет и переучет информационного агентства осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Законом для средств массовой информации.
Глава 3. Организация деятельности средств массовой информации
Статья 15. Постановка на учет и переучет средства массовой информации
1. Средства массовой информации, кроме сетевых средств массовой информации, распространяемые на территории Республики Казахстан, независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе. 2. Для постановки на учет собственник либо лицо, действующее по его поручению, подает заявление в уполномоченный орган, отвечающее требованиям статьи 16 настоящего Закона. 3. При постановке на учет средства массовой информации, а также при получении дубликата документа, удостоверяющего постановку на учет средства массовой информации, взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан. 4. Заявление о постановке на учет средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати рабочих дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям: 1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средства массовой информации с тем же названием либо с названием сходным до степени смешения с названием ранее созданного средства массовой информации; 2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 16 настоящего Закона; 3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении производства и распространения средства массовой информации; 4) если заявление подано от имени физического или юридического лица, не обладающего правом на создание средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. Собственник имеет право обжаловать в суде отказ в постановке на учет средства массовой информации. 5. В случае, если уполномоченный орган в установленный срок не выдал собственнику свидетельство о постановке на учет либо письменно не уведомил его о причине отказа в выдаче свидетельства о постановке на учет, то по истечении установленного срока свидетельство о постановке на учет считается полученным. Собственник, письменно уведомив уполномоченный орган, вправе осуществлять производство и распространение средства массовой информации в связи с истечением сроков выдачи свидетельства о постановке на учет. Ответственность в данном случае за достижение цели постановки на учет средства массовой информации полностью возлагается на уполномоченный орган. 6. Извещение об отказе в постановке на учет средства массовой информации направляется собственнику в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом. 7. Собственник периодического печатного издания сохраняет за собой право приступить к производству и распространению средства массовой информации в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет. 8. Собственник телевизионных и (или) радиопрограммы сохраняет за собой право приступить к производству и распространению телевизионных и (или) радиопрограммы в течение года со дня получения свидетельства о постановке на учет. 9. Средство массовой информации подлежит переучету в случаях смены собственника, его наименования, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания. Переучет средства массовой информации осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет. 10. Учет иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. 11. Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации является основанием для распространения продукции средства массовой информации за исключением сетевых средств массовой информации, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи. 11. Свидетельство о постановке на учет средства массовой информации может быть признано недействительным в судебном порядке по заявлению уполномоченного органа. Основаниями признания свидетельства о постановке на учет недействительным в судебном порядке могут быть: 1) если свидетельство о постановке на учет получено обманным путем; 2) если имела место повторная постановка на учет данного средства массовой информации; 3) если периодическое печатное издание не распространяется в течение шести месяцев подряд, а телевизионная или радиопрограмма не распространяется в течение одного года. 4) если утратила силу лицензия на деятельность по организации телевизионного и (или) радиовещания либо осуществлен отзыв данной лицензии в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 16. Заявление о постановке на учет средства массовой информации
1. Заявление о постановке на учет средства массовой информации подается в уполномоченный орган. 2. В заявлении о постановке на учет средства массовой информации должны быть указаны: 1) наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника средства массовой информации; 2) название, форма средства массовой информации; 3) язык (языки) средства массовой информации; 4) предполагаемая периодичность распространения; 5) основная тематическая направленность; 6) территория распространения; 7) адрес редакции; 3. К заявлению прилагаются: для физических лиц - копия документа, подтверждающего право на занятие предпринимательской деятельностью; для юридических лиц - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |