|
|
|
12.05.2006 Указ Президента Республики Узбекистан «О создании Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан»
В целях обеспечения реализации проектов по модернизации и техническому перевооружению ведущих, прежде всего базовых отраслей экономики, достижения динамичного, устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития страны, а также осуществления эффективной структурной и инвестиционной политики: 1. Принять предложение Министерства финансов, Министерства экономики и Центрального банка Республики Узбекистан о создании Фонда реконструкции и развития Узбекистана (далее - Фонд) с уставным капиталом в размере 1,0 млрд. долларов США. 2. Установить, что: Фонд образуется при Кабинете Министров Республики Узбекистан и обладает правами юридического лица; учредителями Фонда являются субъекты согласно приложению № 1. 3. Кабинету Министров в месячный срок разработать и утвердить Положение о Фонде, имея в виду, что Фонд призван: аккумулировать финансовые средства государства и хозяйствующих субъектов, в том числе коммерческих банков, иностранных фондов и инвесторов и других заинтересованных структур; осуществлять финансирование важнейших проектов, имеющих решающее значение для реализации приоритетных задач в развитии экономики, структурных преобразований и модернизации производства; кредитовать программы обновления и технического перевооружения стратегически важных предприятий, прежде всего базовых отраслей экономики; обеспечивать финансирование проектов, направленных на техническое перевооружение и наращивание темпов и объемов производства в топливно-энергетическом комплексе, химической промышленности, машиностроении и отраслях цветной металлургии; финансировать реализацию национальных социально-значимых государственных программ и проектов по формированию производственной и непроизводственной инфраструктуры, в первую очередь в перспективных, но недостаточно развитых регионах; осуществлять финансирование модернизации и развития инфраструктуры транспорта и телекоммуникаций, создающих условия для интеграции республики в международную сеть коммуникаций, обеспечивающих кратчайший выход на международные транспортные коридоры и мировые рынки; обеспечивать организацию совместного финансирования проектов с международными финансовыми институтами, кредитными учреждениями республики и зарубежных стран. 4. Установить, что в качестве соучредителей Фонда могут быть включены, по решениям Правительства, международные и иностранные фонды и инвесторы, заинтересованные в реализации (софинансировании) важнейших для них инвестиционных проектов на территории Узбекистана, с включением представителей этих финансовых институтов в состав Совета по управлению Фондом. 5. Определить основными источниками формирования Фонда: дополнительные поступления, образующиеся в результате благоприятной конъюнктуры мировых цен на стратегические ресурсы, а также по отдельным видам налогов и платежей от хозяйствующих субъектов, определяемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан при утверждении Государственного бюджета на очередной год; часть активов Правительства в иностранной валюте; доходы Республики Узбекистан от реализации продукции в рамках соглашений о разделе продукции с иностранными партнерами; средства от реализации государственного имущества иностранным инвесторам за иностранную валюту сверх объемов, учтенных при формировании доходов Государственного бюджета; инвестиционные доходы от управления активами Фонда; иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Узбекистан. 6. Кабинету Министров Республики Узбекистан обеспечить формирование в течение 2006-2009 годов активов Фонда в сумме 1,0 млрд. долларов США на счете Фонда в Центральном банке Республики Узбекистан. 7. Установить, что высшим органом управления Фонда является Совет по управлению Фондом. Утвердить состав Совета по управлению Фондом согласно приложению №2. Определить основными задачами и функциями Совета по управлению Фондом: выработку основных направлений деятельности Фонда; рассмотрение прогнозов поступления и использования средств Фонда и внесение их в установленном порядке на утверждение в увязке с основными параметрами макроэкономических и денежно-кредитных показателей, Государственного бюджета и Государственной инвестиционной программы на очередной год; принятие решений по срокам и условиям предоставления коммерческим банкам средств Фонда для их последующего рефинансирования (софинансирования) предприятиям-заемщикам, утверждение конкретных размеров процентных ставок по предоставляемым средствам Фонда, в зависимости от действующих процентных ставок на международных рынках капитала; осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств Фонда, полнотой и своевременностью открытия финансирования коммерческим банкам и обеспечением возврата выданных коммерческим банкам средств; регулярное заслушивание отчетов исполнительной дирекции Фонда об использовании средств Фонда, а также руководителей заинтересованных министерств, ведомств и организаций о проводимых предприятиями-заемщиками мерах, направленных на обеспечение эффективного использования средств Фонда. 8. Освободить Фонд от всех видов налогов, сборов, пошлин и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, за исключением единого социального платежа. 9. Министерству финансов, Центральному банку и Министерству экономики Республики Узбекистан в недельный срок внести в установленном порядке на утверждение проект решения о мерах по организации деятельности Фонда. 10. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа. 11. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Мирзиёева Ш.М.
Президент Республики Узбекистан И. Каримов
Гор. Ташкент, 11 мая 2006 года.
Комментарий к Указу Президента Республики Узбекистан «О создании Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан»
11 мая текущего года принят Указ Президента Республики Узбекистан «О создании Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан». Чем вызвана необходимость формирования такого Фонда? Во-первых, за последние годы в результате реализации рыночных реформ и либерализации экономики наша страна набрала высокие темпы экономического развития. В 2005 году валовой внутренний продукт вырос на 7%, промышленное производство - на 7,3%, выпуск потребительских товаров - на 17,7%. Системное и последовательное структурное обновление экономики, ускоренное развитие сфер, отраслей и производств, которые должны стать локомотивами экономического роста, закладывают прочный фундамент устойчивого экономического развития в перспективе. Во-вторых, в республике имеется огромный потенциал, который еще в полной мере не используется на благо страны. Прежде всего, это относится к богатым запасам минерального сырья, которыми располагает Узбекистан. Общие ресурсы природного газа составляют у нас 7,8 трлн. кубических метров, нефти и конденсата - около 1 млн. тонн. При этом изученность нефтегазоносных регионов республики составляет всего 28,2%, а по перспективным Устюртскому и Сурхандарьинскому регионам - лишь 7 - 8%. В целом ресурсы полезных ископаемых в республике оцениваются в сумме около 11 трлн. долларов США, из них разведанные - лишь 17%. Наряду с углеводородами недра нашей страны богаты медью, ураном, фосфоритами, редкоземельными и драгоценными металлами. Для реализации указанного потенциала республика нуждается в крупномасштабных инвестициях в разведку, добычу и переработку сырья на основе современных технологий. В-третьих, обеспечение интеграции Узбекистана в мировую экономическую систему, расширение доступа узбекских товаров на мировые рынки и увеличение экспортного потенциала требуют ускоренного развития транспортных коммуникаций, современной производственной и социальной инфраструктуры, особенно в перспективных, но недостаточно развитых в настоящее время регионах, без чего трудно будет привлечь в эти регионы необходимые инвестиции. В-четвертых, важнейшей задачей является ускоренное развитие производств, обеспечивающих глубокую комплексную переработку имеющегося сырьевого потенциала. Учитывая, что Узбекистан является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопка, в качестве характерного примера можно привести здесь текстильную промышленность. Только за счет углубленной переработки хлопка-сырца на каждый вложенный в текстильную промышленность доллар можно получить дополнительной продукции на 7 долларов. В-пятых, серьезного внимания требует развитие и практическое внедрение в производство высоких технологий, прежде всего в информационно-коммуникационной сфере. На сегодняшний день ни одна отрасль экономики не обходится без применения современных информационных технологий, которые помогают вывести на новый уровень эффективность производства и повысить конкурентоспособность продукции. И, конечно, особый приоритет имеет реализация социально значимых общенациональных программ и проектов - Национальной программы по подготовке кадров, Государственная общенациональной Программы развития школьного образования на 2004-2009 годы, мер по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения и других. Их обеспечение требует солидных инвестиций. Вложение в человеческий капитал в современном мире является одним из самых эффективных видов инвестирования. Реализация этих приоритетных задач, имеющих исключительно важное значение для Узбекистана, требует мобилизации значительных ресурсов, создания Фонда с крупным капиталом. Поэтому уставный капитал Фонда намечено сформировать в размере 1 млрд. долларов США. Следует отметить, что создание Фонда стало возможным благодаря укреплению экономического потенциала и накоплению в последние годы необходимых и достаточных для реализации стратегических задач ресурсов. Сегодня Узбекистан обладает достаточными ресурсами для инвестирования на развитие, модернизацию и обеспечение производства конкурентоспособной продукции, прежде всего в базовых отраслях. Создание Фонда позволит аккумулировать необходимые финансовые ресурсы для развития отраслей, имеющих решающее значение для реализации приоритетных задач в развитии экономики, структурных преобразований и модернизации производства. Сюда относятся, прежде всего, отрасли топливно-энергетического комплекса, химической промышленности, машиностроения, цветной металлургии, текстильной промышленности, производственной и непроизводственной инфраструктуры. Учредителями Фонда выступают Министерство финансов Республики Узбекистан и крупнейшие коммерческие банки республики, способные обеспечить необходимые финансовые ресурсы и квалифицированную экспертизу эффективных инвестиционных проектов. В их числе Национальный банк внешнеэкономической деятельности, банк «Асака», Узпромстройбанк и другие. Особо следует отметить, что Фонд открыт для привлечения в качестве соучредителей международных и иностранных фондов и инвесторов, которые заинтересованы в реализации (софинансировании) важнейших инвестиционных проектов на территории Узбекистана. Для обеспечения реализации возложенных на Фонд задач Правительству Республики Узбекистан поручено в кратчайшие сроки решить практические вопросы, связанные с его учреждением, институциональным становлением, образованием органов управления, подготовить и утвердить Положение о Фонде, разработать необходимую нормативно-правовую базу, исходя из опыта деятельности аналогичных фондов, который накоплен в экономически развитых странах.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |