|
|
|
Источник: Сенат (с 16.10.1995)
29.06.2006 Информация Сената Парламента Республики Казахстан к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан"
В Парламенте Республики Казахстан находится на рассмотрении проект Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", в котором предусмотрено, что депутаты маслихата могут создавать депутатские объединения в виде фракций и депутатских групп.
О международном опыте
В зарубежных странах создание депутатских фракций осуществляется, как правило, на основе двух критериев - партийного и численного. Партийный критерий общепризнан в подавляющем большинстве стран, где депутатский корпус формируется на многопартийной основе. Например, согласно § 10 Регламента Бундестага ФРГ «фракциями являются объединения депутатов, принадлежащих к одной и той же партии или таким партиям, которые, имея политические цели одного и того же направления, не конкурируют между собой ни в одной из земель». «Депутаты, - гласит § 64 Регламента Национального Совета Словакии, - могут объединяться в депутатские клубы в соответствии с принадлежностью к политическим партиям, политическим движениям или избирательным коалициям, от которых были избраны». Иные - неполитические - критерии для создания депутатских фракций на региональной, профессиональной, религиозной, национальной (этнической) или иной подобной основе, способствующие превращению представительного органа в арену борьбы различных группировок лоббистского характера, отстаивающих прежде всего свои узко групповые интересы, запрещаются: «Не могут создаваться парламентские группы, - говорится в ст.16 Регламента Народного Собрания Болгарии, - защищающие частные, местные и профессиональные интересы». Подобный запрет содержится в регламентах парламентов и других государств (Армения, Грузия, Украина, Франция). Численный критерий при образовании партийной фракции означает наличие определенного минимума числа депутатов единой партийной принадлежности. По данному вопросу законодательство в современных странах весьма разнится, поскольку на практике установление такого критерия требует учета множества различных факторов, специфических для каждой страны. Иногда какой-либо минимум для образования фракции во-обще не устанавливается, при этом любая самостоятельная партия, получившая более одного мандата, вправе создать парламентскую группу (Армения, Португалия).
**** Законопроект "О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан" предусматривает, что в составе депутатского объединения должно быть не менее пяти депутатов местного представительного органа, регистрация которого должна носить исключительно информационный характер, производиться явочным порядком и осуществляться на сессии маслихата. Депутаты местного представительного органа, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Минимальное количество депутатов для регистрации депутатской группы устанавливается регламентом представительного органа. Депутаты, не вошедшие ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшие из депутатского объединения, в дальнейшем могут войти в любое из них при согласии депутатского объединения. Анализ зарубежного законодательства местных представительных органов показывает, что депутатские объединения создаются численностью не менее пяти, семи депутатов. Уменьшение установленного количественного состава депутатской группы (фракции) является причиной прекращения его деятельности. Депутатские группы (фракции) создаются в целях осуществления совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым соответствующими местными законодательными органами. По мнению специалистов, для осуществления своей деятельности депутатскому объединению необходимо пройти регистрацию. Представляется необходимым законодательное закрепление процедуры регистрации фракции с учетом сообщения избирательной комиссии о результатах выборов депутатов по единому избирательному округу от соответствующего избирательного объединения. При этом для реализации данного права руководитель фракции должен уведомить местный представительный орган об образовании фракции с приложением протокола организационного собрания фракции, включающего решение о целях ее образования, о ее официальном названии, списочном составе (письменное заявление депутата о вхождении во фракцию), а также о лицах, уполномоченных выступать от имени фракции и представлять ее на заседаниях местного представительного органа, в государственных органах и общественных объединениях. Анализ зарубежного опыта показывает, что деятельность многих партийных фракций нацелена на выражение воли и законных интересов избирателей. Депутаты должны выражать интересы всего народа, а не отдельных политических партий. Ведь партии - это выразители интересов населения, которое делегирует им свое право руководить общими делами государства путем принятия законов. ***** Более подробную информацию и материалы к законопроекту можно получить в информационно-справочных материалах к проекту Закона Республики Казахстан "О внесении дополнений и изменения в Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении в Республике Казахстан", подготовленных Информационно-аналитическим отделом Аппарата Сената Парламента Республики Казахстан.
Сенат Парламента Республики Казахстан Информационно-аналитический отдел
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |