|
|
|
Источник: Сенат (с 16.10.1995)
19.06.2006 Информационная записка к проекту Закона Республики Казахстан
В Парламенте Республики Казахстан рассматривается проект Закона Республики Казахстан «О легализации незаконных трудовых мигрантов». Сложившаяся в Республике Казахстан благоприятная социально-экономическая ситуация создает условия для притока в страну иностранной рабочей силы. В 2005 году количество нелегальных трудовых мигрантов в нашей республике составило около 300 тыс. человек. В потоке нелегальных трудовых мигрантов большую часть составляют выходцы из республик бывшего СССР, в основном граждане Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Выступая с ежегодным Посланием к народу Казахстана Глава государства Н.А.Назарбаев, отметил, что «…нашему государству с учетом опыта других стран нужно проработать механизм проведения разовой акции по легализации незаконных трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории нашей республики, путем их регистрации в органах внутренних дел и других соответствующих ведомствах». В целях реализации Послания разработан проект Закона Республики Казахстан «О легализации незаконных трудовых мигрантов». Легализация трудовых мигрантов - разовая акция, ограниченная во времени (в течение пяти месяцев). Она предусматривает урегулирование правового статуса отдельных категорий иностранных работников, которые к моменту начала проведения легализации, нелегально пребывали и трудились на территории Республики Казахстан, без каких бы то ни было санкций за нарушение иммиграционного режима. Участвующие в легализации мигранты получают право нахождения и трудовой деятельности на территории Казахстана на законных основаниях, а работодатели — право легального привлечения и использования трудовых мигрантов. Исходя из этого, в случае реализации законопроекта, по замыслу разработчиков, предполагается решить ряд проблем. В частности, легализовать трудовые отношения и заработную плату приезжих. Вследствие этого увеличатся налоговые поступления в местные бюджеты. Снизится уровень незаконной трудовой миграции и «теневого» сектора рынка труда, появится возможность контролировать вывоз капитала из страны. Предусматривается также обеспечение прав трудовых мигрантов и их социальная защита. Проведение акции будет осуществлено органами внутренних дел. Местные исполнительные органы должны оказать содействие путем организации массовой кампании по разъяснению условий легализаций. Интересен опыт государств, которые уже сталкивались с подобными проблемами и вынуждены были решать их, используя в том числе и программы легализации. Например, опыт США, Греции, Италии, других стран Западной Европы, которые в качестве одного из средств борьбы с нелегальной миграцией использовали так называемые амнистии, или программы легализации, направленные на то, чтобы упорядочить пребывание на своей территории иностранных граждан, находящихся в стране незаконно. Несмотря на жесткую иммиграционную политику, объединяющую эти государства, программы легализации используются там достаточно широко и одновременно охватывают до нескольких сотен тысяч человек. В программах легализации (законодательной амнистии) можно выделить ряд общих черт. Так, все программы, как правило, устанавливают временные рамки, в течение которых можно подать ходатайство. Этот срок составляет от двух месяцев до года. Также устанавливается минимальный срок незаконного проживания - путем установления даты, и только незаконные иммигранты, въехавшие в страну до ее наступления, подпадают под условия амнистии. Этот срок составляет в разных странах от нескольких месяцев до пяти лет. В некоторых случаях, например в США, заявители должны уплатить значительную пошлину при подаче ходатайства. В других странах пошлина отсутствует или весьма невелика. Принятие данного законопроекта позволит максимально возможно легализовать нелегалов, выведя их из тени и превратить их в законопослушных налогоплательщиков.
*** Более подробную информацию и материалы к законопроекту можно получить в Информационно-аналитическом отделе Аппарата Сената, в подготовленных Отделом и направленных в Сенат и его Аппарат информационно-аналитических документах к данному законопроекту.
Сенат Парламента Республики Казахстан Информационно-аналитический отдел
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |